Современному человеку тяжело представить свою жизнь без гаджета, при помощи которого он с лёгкостью может фиксировать каждый свой шаг. И если сейчас почти каждый доволен возможности делать фото в любую секунду, то как к этому относился человек XIX века?
Фотография по-настоящему взорвала общественность того времени и изменила его будни на 360°. Представьте себе жизнь, в которой вы никогда не видели фотоаппарата. У вас нет детских снимков и семейных альбомов. Только редкие портреты, которые были дорогим удовольствием.
Кто-то принял технологии с распростёртыми объятиями, а кто-то их возненавидел. Например, художники. Зачем кому-то заказывать собственный портрет, когда есть фотография? Да и картины в стиле реализма больше никого не удивляли. Нет нужды рисовать точную копию человека, когда это может сделать фотоаппарат. Но в этом было и хорошее: так появились разные стили, к примеру, экспрессионизм. Но давайте вернёмся к истории фото.
Первый способ фиксации изображения «гелиография» появился в 1826 году и стал изобретением Жозефа Нисефора Ньепса, который дал толчок в развитии фотографии и камер, что отныне улучшали свои технические качества из года в год. Однако, изображение было далеко от идеала и разобрать на нём что-то сложно.
Пересвет определённо связан с 8‑часовой экспозицией. Камера 19-го века не могла снимать как современный телефон, для этого требовалось время. На втором фото можно разглядеть, что солнце подсвечивает стены с обеих сторон. Это связано с движением солнца во время продолжительной съёмки.
Способ, благодаря которому сделаны эти фото, связан с изобретением «Дагеротипии» и использовался человечеством на протяжении ещё двух веков. Это была первая в мире работоспособная технология фотографии, реализуемая благодаря светочувствительности йодистого серебра.
В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл делает новый прорыв в фотографии – первый цветной снимок. Тартановая лента была сфотографирована благодаря тройной экспозиции. Согласно трёхцветной теории, свет должен разделяться на три основных составляющих, которые отдельно регистрируются, а затем вновь объединяются, давая полноцветное изображение за счёт явления метамерии.
По факту, фотографию сделал не Максвелл, а Томас Саттон, однако, технику съёмки ему объяснил именно Джеймс. Цветную фотографию всё ещё ждал долгий путь, ведь по технике Максвелла камера не была чувствительна к многим цветам.
А теперь вернёмся к современникам 1800‑х годов. Нельзя не упомянуть об обычае, который породило изобретение фотоаппарата в XIX веке. Люди стали фотографировать своих умерших родственников. Впрочем, в советской России тоже существовал такой обычай, однако, чуть менее жуткий.
У людей впервые появилась возможность запечатлеть что-то быстро угасающее. То, на что нет времени ни у одного даже самого быстрого художника. Люди стали нанимать фотографов для съёмки умерших. Для жителей того времени ничего странного в этой процедуре не было. Она получила название «Пост мортем» (от лат. post mortem – после смерти).
Умерших детей сажали на детские стульчики и окружали любимыми игрушками. Взрослых усаживали на диван и окружали живыми родственниками. Им придавали непринуждённые позы, чтобы создать иллюзию жизни. Кроме того, поверх закрытых глаз умерших на веках рисовали открытые. Смысл такой фотографии был в том, чтобы оставить родственникам некий сентиментальный «сувенир» на память об ушедшем.
Нельзя не отметить ещё один главный прорыв фотографии: появление цвета. Камера наконец начала «ловить» весь спектр цветов только после открытия Бенно Гомолка красного сенсибилизатора пинацианола в 1906 году. Посмотрите на снимок внизу: он сделан в 1911 году. Его автор российский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский использовал популярный тип фотоаппаратов для последовательной съёмки на удлинённую панхроматическую фотопластинку, изобретённый немецким учёным Адольфом Мите.
Это лишь малая и краткая история развития фотографии. Однако даже она способна показать длинный путь, который прошли учёные и изобретатели для того, чтобы сейчас мы могли иметь весь спектр невероятных возможностей камеры. Несмотря на то, что плёночные фотографии давно ушли на второй план и были вытеснены технологиями, этот способ фиксирования изображения по-прежнему остаётся одним из самых популярных.
Изображение обложки Balgenkamera mit Scheimpflug.
Комментарии