Top.Mail.Ru

Астраханский художник Андрей Шатилов о Чернобыле, политике и искусстве

Фото: Архив

В этом году американская телесеть HBO выпустила сериал «Чернобыль». В 6 сериях киноленты рассказывается об аварии на ЧАЭС в 1986 году, о ликвидации последствий, а также о судебных разбирательствах по итогам инцидента. Там присутствуют как реальные люди, так и вымышленные персонажи. Сериал подкупает отлично созданной атмосферой Советского Союза, однако вызывает много споров по поводу присутствия косвенной антироссийской пропаганды, а также некоторой «клюквы». Так, например, по версии создателей сериала ликвидаторам ящиками завозили водку. Также Припять, основанная в 1970 году и являющаяся молодым городом на момент аварии, показана в духе разрухи, свойственной другим городам и временам на постсоветском пространстве.

Астраханский художник Андрей Шатилов, известный своими оригинальными работами, написал по мотивам сериала картину «Последний секрет». Уникальность картин Шатилова в их глубоком неоднозначном смысле, а также во внимательности к деталям. Над каждой работой художника можно размышлять не один час.

 «ПОСЛЕДНИЙ СЕКРЕТ»

Мы решили пообщаться с Андреем и узнать его мнение о сериале, а также о смысле картины «Последний секрет».

Здравствуйте, Андрей! Сериал оставил у Вас скорее положительное или отрицательное впечатление?

Визуальная часть оставила положительное впечатление, а идейная вызвала ряд вопросов. Диалоги весьма смутили, нет у нас в речи таких обращений. Никто не называет друг друга по полному имени. Как, например, Валентин. Это, конечно, вызывало улыбку. Можно было бы прописать адаптированные диалоги, которые наши русские ребята озвучили бы с большей достоверностью.

Как художник, мы думаем, Вы обратили внимание на проработанность советского быта. Вы считаете работу художников и дизайнеров сериала уникальной?

Что касается визуальной части фильма, то здесь, конечно, вопросов практически не возникало, потому что все бытовые детали были учтены с такой точностью, что позавидуют наши кинорежиссеры или художники-постановщики. С первых минут меня поразила очень достоверная картинка, документально настолько точная, что я даже вспомнил квартиру своей бабушки в Волжском, и их быт начала 90‑х. Обои, линолеум и прочие детали уносят в эпоху СССР. Но в целом это не так сложно, я был вчера на блошином рынке в Подмосковье, там можно собрать «полную картину» советского быта. 

Слоган ленты: «Узнай цену лжи», однако сериал содержит немало художественного вымысла. Правильно ли, на ваш взгляд, такое позиционирование? Уместен ли художественный вымысел в таких темах?

Если смотреть на слоган «Узнай цену лжи» с учётом того, что фильм был сделан американцами, то это смешно и лицемерно. Не им же рассуждать о лжи по данному инциденту. Художественный вымысел уместен, когда он не работает на идеологическую машину. Этот фильм, мне кажется, является частью общей информационной войны.

Какая «клюква» вызвала у Вас откровенное недоумение?

Например, комическая сцена, когда к шахтёрам приезжает министр угольной промышленности. Ребята с автоматами охраняют министра от шахтёров, которые якобы могут на него наброситься как звери. Я читал воспоминания некоторых из этих ребят, они рассказывали, что министр угольной промышленности на тот момент был чуть ли не в пятом поколении шахтёром, то есть человеком своим. Поэтому данную выдумку считаю крайне некрасивой. Но Голливуд есть Голливуд, американские каноны требуют таких сцен.

В Вашей работе Горбачёв замалчивает информацию о масштабе радиоактивной трагедии. Можете ли Вы оправдать такую политику во благо имиджа Советского Союза на мировой арене или считаете это преступлением?

В моей картине Горбачёв явился неким собирательным образом политика, который играет по своим правилам, которые не нужно знать людям. Я бы подобрал политикам такой слоган: «Не болтай». Политик смотрит вам в глаза, но на самом деле его глаза отведены в сторону. Он произносит речь, но она фильтруется через этот респиратор. Картина имеет такую ментальную подоплёку, что, например, когда у нас сейчас горят в Сибири леса и соседние страны от этого страдают, её смысл снова приобретает актуальность. Тем более, что обои на этой картине, их рисунок, можно сравнить с неким лесом. Я думаю, что политика в целом содержит немало преступлений, которые были замолчаны. И замалчивают их так грамотно, что люди даже не догадываются, насколько ужасны они могут быть.

Вы написали картину на сохранённых советских обоях. Что для Вас лично выражает такая основа?

Я долго думал, какой фон выбрать для этой картины, для этого портрета. Вспомнил об этих обоях, которые я храню давно. Именно такие обои были поклеены в моей детской комнате. На них, кстати, я и делал первые рисунки. Получается, что они ждали своего часа, так как идеально вписались в смысл этого портрета. 

Актуальна ли, на ваш взгляд, сегодня проблема искажения и замалчивания информации или с развитием информационного пространства она практически сошла на нет?

Проблема замалчивания и искажения информации в наше время актуальнее, чем когда-либо. Информации в том же интернете становится настолько много, что человеку сложно найти правду. Для этого надо обладать большим количеством времени, сноровки и интереса. Как раз об этой информационной войне будет моя следующая картина, потому что тема меня эта сильно волнует. А на данный момент, я считаю, проблема даже не в искажении информации. О больших коррупционных преступлениях знают практически все. И в то же время ситуация не меняется. 

Что же, пожелаем Андрею удачи. Будем с интересом следить за творчеством талантливого художника.