Всемирный день учителя отмечается в ряде стран постсоветского пространства в первое воскресенье октября. С 1965 по 1993 год День учителя в России отмечался по такому же принципу, с 1994 года его празднование перенесено на 5 октября.
История праздника в нашей стране началась с 1965 года, когда, в эпоху существования СССР, отмечался повсеместно во всех Республиках Советского Союза согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных датах».
Праздник любим за свою значимость и всеохватность, ведь все мы в прошлом, настоящем или будущем в той или иной мере ученики, учителя или родители школьников.
Отечественная педагогика рождала множество замечательных идей и методик благодаря выдающимся и талантливым личностям. К сожалению, о всех рассказать мы не можем, но небольшой топ представим.
Лев Толстой был не только признанным мастером художественного слова. Его, тонкого психолога и гуманиста, интересовала также педагогика. Он создал Яснополянскую школу для обучения крестьянских детей, желая «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».
Чуткое отношение к учащимся дало свои плоды: дети с удовольствием ходили на учёбу и тянулись к знаниям. Под влиянием великого писателя едва грамотные крестьянские отпрыски и сами открывались литературе и начали сочинять произведения, удивлявшие литературных критиков того времени.
Ещё один Лев – Выготский – связал психологию и педагогику, создал новые направления: педологию и коррекционную педагогику, опережая время. Известный русский психолог упирал на необходимость научного подхода к воспитанию детей. Прежде всего соотносить его нужно с психологической наукой.
Многие исследователи до него считали воспитание приспособлением ребёнка к среде, Лев Семенович сделал акцент на процессе формирования личности в растущем человеке. Хотя конкретных методик он не создал, педагоги многое перенимают из его трудов. Так, знаковыми стали концепции самовоспитания и саморазвития. Свободолюбивые дети с трудом принимают навязанное извне.
Имя Антона Макаренко стало нарицательным. Его подход к обучению и воспитанию и правда был новаторским, а по мнению некоторых – антисоветским и негуманным.
Став заведовать колонией для малолетних правонарушителей, Антон Семёнович убедился в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени. Он создал свою систему на основе обычаев и приёмов народной педагогики, разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека. Систему также отличало использование принципов демократии в воспитании, что порицалось критиками.
В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А. С. Макаренко Лекции о воспитании детей
Автор книги «Педагогика для всех» советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик изложил в этом труде основные принципы своей работы. Педагогика, по Соловейчику, стала выходить за пределы семьи и школы.
В статьях, книгах, коллективных манифестах он обобщил и представил ключевые идеи «педагогики сотрудничества». «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить» – эти знаменитые слова принадлежат Симону Соловейчику. Ведь воспитание он считал направленным в обе стороны: не только мы учим детей, но и они – нас.
Комментарии