Не надо бороться с прошлым – надо извлекать из него уроки.
Старая Астрахань. Покосившиеся от старости домишки. Грустно и печально становится при одном взгляде на эти всеми забытые постройки. Среди этих домиков на улице Казанской притаился один – с виду ничем не примечательный, но со своей особенной историей…
Дом пастора. Церковно-приходской дом, принадлежащий астраханской немецкой общине. Относится к ансамблю евангелическо-лютеранской церкви Иисуса.
Архитектура дома пастора относится к псевдоготике, или ложной, русской готике. Вроде, как и западноевропейская готика, но с византийским и московским уклоном.
Дом возводился по проекту архитектора Павла Викторовича Шкателова. 8 сентября 1893 года новый церковный дом по улице Кирочная был закончен и освящён. В здании пастората располагались квартира пастора и зал для собраний церковного совета.
Возникает вполне справедливый вопрос: а откуда под Астраханским зноем было взяться немцам?
Ответ прост и обоснован экономической составляющей: в 17 веке Российское правительство активно зазывало немцев к нам. Причём, на очень выгодных условиях: получение бесплатных казённых земель и возможность не платить налоги 30 лет. Любой бы не устоял. Но всё-таки решающим фактором стало далеко не это, а то, что немцы имели право сохранять свой уклад жизни и свободу вероисповедания, ведь на родине их притесняли местные власти за лютеранство.
А что ещё мы знаем о немцах на Астраханской земле, кроме знаменитой аптеки Оссе и кофейни «Шарлау»?
- Начнём, пожалуй, с приятного. Никогда не задавались вопросом о том, как возникло виноделие в Астрахани? Кто и как посадил первые виноградники? Рассказываем. Виноградные лозы привезли в город персидские купцы, и один монах посадил их у себя в монастыре. Лозы принялись хорошо, и монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. Вопрос, кем же был этот самый монах, и не требует ответа. Стоит только добавить, что этот монах был первым немцем, поселившимся в нашем городе. Предание гласит, что это был австрийский немец, который был захвачен в плен, обращен в православие, и направлен в один из астраханских монастырей.
- За создание первой астраханской газеты «Восточные известия» говорим «спасибо» немцу-преподавателю мужской гимназии Иосифу Вейскгопфену. Газета выходила с 1813 года и пользовалась большим спросом у читателей.
- Угадаете, кем был основатель и первый главврач Александро-Мариинской больницы А.П. Далингер? Барабанная дробь... немцем! Им было проделано 5 870 (!!!) глазных операций.
- А немецкие металлические изделия К. Элухен пользовались большой популярностью в Астрахани.
- Продукция немецкого пивного завода не имела конкурентов и продавалась в поволжских городах вплоть до Самары. Любимыми сортами пива у астраханцев были «Баварское светлое», «Венское», «Королевское», «Мюнхенское», «Нюрнбергское», «Портер», «Экспорт».
- А в конце июля 1705 года в Астрахани был свадебный бунт. На городском базаре был распущен слух о том, что русским девушкам можно выходить замуж только за иностранцев. Догадываетесь, за кого именно? Да, исключительно за немцев! Этот слух привёл к тому, что 29 июля было повенчано аж 100 пар.
- И если к началу 17 века немцев в Астрахани было всего 100 человек, то два века спустя их было уже 5 тысяч!
- А ещё в начале 18 века в Астрахани вышел указ, по которому все жители города обязаны были носить немецкое платье. Штраф за несоблюдение правил был весьма внушительным по тем меркам – 13 алтын, а с конных – 2 рубля. Посланники воеводы находили по городу нарушителей, которым помимо урезания бюджета, резали и ту одежду, в которой они были.
- Земля, на которой сейчас стоит дом пастора, была куплена немцами у армян, а деньгами помогали представители всех религий города.
А теперь, изучив интересные факты о немцах в нашем городе, углубимся в историю Дома пастора.
В период Первой мировой войны практически все немецкие постройки были уничтожены. Но кирху это не коснулось: в 20‑е годы там велись богослужения. Но это было недолго. 31 марта 1923 года домовладения Евангелическо-Лютеранского прихода были муниципализированы и переданы в пользование Горкоммунотделу. В 1927 году комплекс был передан «детприёмнику НКВД».
Эта надпись – «детприёмник НКВД» – сохранилась до сих пор. Уничтожать её не будут. Оставили в память о тяжёлых и суровых днях для всей страны. Чтобы помнить об уроках прошлого.
Дом пастора горел когда-то, был разрушен и вновь построен. Немецкая община то теряла этот памятник наследия, то вновь обретала.
По всей России пастораты мало где сохранились, тем более такие – деревянные, с красивым зодчеством.
Так может, на этом готическом здании стоит не просто задержать свой взгляд, а послушать от его таинственных стен целую историю из жизни немцев-лютеран? Остановиться и попытаться услышать то, что в суете мы не всегда можем разглядеть?
Комментарии
обе постройки интересной архитектуры но соседнее здание на котором висит вывеска «детприёмник НКВД», архитектурой мне кажется красивей. очень жаль что эти здания никак не используются в жизни города и не реставрируются.
Одно то, что там туберкулёзный диспансер, который немецкая община просила освободить, не делает никому славы. Так то, когда диспансер был, государство следило за состоянием дома. А сейчас… На фиг никому