Дом пастора: история немецкой кирхи в Астрахани

Не надо бороться с прошлым – надо извлекать из него уроки.

Старая Астрахань. Покосившиеся от старости домишки. Грустно и печально становится при одном взгляде на эти всеми забытые постройки. Среди этих домиков на улице Казанской притаился один – с виду ничем не примечательный, но со своей особенной историей…

Дом пастора. Церковно-приходской дом, принадлежащий астраханской немецкой общине. Относится к ансамблю евангелическо-лютеранской церкви Иисуса.

Архитектура дома пастора относится к псевдоготике, или ложной, русской готике. Вроде, как и западноевропейская готика, но с византийским и московским уклоном.

Дом возводился по проекту архитектора Павла Викторовича Шкателова. 8 сентября 1893 года новый церковный дом по улице Кирочная был закончен и освящён. В здании пастората располагались квартира пастора и зал для собраний церковного совета.

Возникает вполне справедливый вопрос: а откуда под Астраханским зноем было взяться немцам?

Ответ прост и обоснован экономической составляющей: в 17 веке Российское правительство активно зазывало немцев к нам. Причём, на очень выгодных условиях: получение бесплатных казённых земель и возможность не платить налоги 30 лет. Любой бы не устоял. Но всё-таки решающим фактором стало далеко не это, а то, что немцы имели право сохранять свой уклад жизни и свободу вероисповедания, ведь на родине их притесняли местные власти за лютеранство.

А что ещё мы знаем о немцах на Астраханской земле, кроме знаменитой аптеки Оссе и кофейни «Шарлау»?

  1. Начнём, пожалуй, с приятного. Никогда не задавались вопросом о том, как возникло виноделие в Астрахани? Кто и как посадил первые виноградники? Рассказываем. Виноградные лозы привезли в город персидские купцы, и один монах посадил их у себя в монастыре. Лозы принялись хорошо, и монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. Вопрос, кем же был этот самый монах, и не требует ответа. Стоит только добавить, что этот монах был первым немцем, поселившимся в нашем городе. Предание гласит, что это был австрийский немец, который был захвачен в плен, обращен в православие, и направлен в один из астраханских монастырей.
  2. За создание первой астраханской газеты «Восточные известия» говорим «спасибо» немцу-преподавателю мужской гимназии Иосифу Вейскгопфену. Газета выходила с 1813 года и пользовалась большим спросом у читателей.
  3. Угадаете, кем был основатель и первый главврач Александро-Мариинской больницы А.П. Далингер? Барабанная дробь... немцем! Им было проделано 5 870 (!!!) глазных операций.
  4. А немецкие металлические изделия К. Элухен пользовались большой популярностью в Астрахани.
  5. Продукция немецкого пивного завода не имела конкурентов и продавалась в поволжских городах вплоть до Самары. Любимыми сортами пива у астраханцев были «Баварское светлое», «Венское», «Королевское», «Мюнхенское», «Нюрнбергское», «Портер», «Экспорт».
  6. А в конце июля 1705 года в Астрахани был свадебный бунт. На городском базаре был распущен слух о том, что русским девушкам можно выходить замуж только за иностранцев. Догадываетесь, за кого именно? Да, исключительно за немцев! Этот слух привёл к тому, что 29 июля было повенчано аж 100 пар.
  7. И если к началу 17 века немцев в Астрахани было всего 100 человек, то два века спустя их было уже 5 тысяч!
  8. А ещё в начале 18 века в Астрахани вышел указ, по которому все жители города обязаны были носить немецкое платье. Штраф за несоблюдение правил был весьма внушительным по тем меркам – 13 алтын, а с конных – 2 рубля. Посланники воеводы находили по городу нарушителей, которым помимо урезания бюджета, резали и ту одежду, в которой они были.
  9. Земля, на которой сейчас стоит дом пастора, была куплена немцами у армян, а деньгами помогали представители всех религий города.

А теперь, изучив интересные факты о немцах в нашем городе, углубимся в историю Дома пастора.

В период Первой мировой войны практически все немецкие постройки были уничтожены. Но кирху это не коснулось: в 20‑е годы там велись богослужения. Но это было недолго. 31 марта 1923 года домовладения Евангелическо-Лютеранского прихода были муниципализированы и переданы в пользование Горкоммунотделу. В 1927 году комплекс был передан «детприёмнику НКВД».

Эта надпись – «детприёмник НКВД» – сохранилась до сих пор. Уничтожать её не будут. Оставили в память о тяжёлых и суровых днях для всей страны. Чтобы помнить об уроках прошлого.

Дом пастора горел когда-то, был разрушен и вновь построен. Немецкая община то теряла этот памятник наследия, то вновь обретала.

По всей России пастораты мало где сохранились, тем более такие – деревянные, с красивым зодчеством.

Так может, на этом готическом здании стоит не просто задержать свой взгляд, а послушать от его таинственных стен целую историю из жизни немцев-лютеран? Остановиться и попытаться услышать то, что в суете мы не всегда можем разглядеть?


Комментарии (2)

  • обе постройки интересной архитектуры но соседнее здание на котором висит вывеска «детприёмник НКВД», архитектурой мне кажется красивей. очень жаль что эти здания никак не используются в жизни города и не реставрируются.

  • Одно то, что там туберкулёзный диспансер, который немецкая община просила освободить, не делает никому славы. Так то, когда диспансер был, государство следило за состоянием дома. А сейчас... На фиг никому