Для астраханцев и архангелогородцев это звучит странно, но факт остаётся фактом – названия северного и южного городов постоянно путают. Причём этот казус отражён даже в одном из классических русских романов! Однако и исследователи, и путешественники находят в судьбе Архангельска и Астрахани больше общего, чем просто некоторая созвучность названий.
Укоренившаяся в умах россиян путаница не раз попадала в выпуски передач про путешествия по РФ. Например, вот так на YouTube-канале «КрасполТВ» в передаче про Архангельск объяснили разницу между городами: Архангельск – это треска, север и козули (вид пряников), а Астрахань – юг, арбузы и осётр. Вот, теперь точно никто не запутается:
А между тем, такого рода курьёзы продолжаются как минимум с XIX века. Главный герой романа Ивана Гончарова «Обломов» встретился с этим серьёзнейшим препятствием на службе:
«Обломов прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу. Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого. Все другие с любопытством ждали, как начальник позовет Обломова, как холодно и покойно спросит, «он ли это отослал бумагу в Архангельск», и все недоумевали, каким голосом ответит ему Илья Ильич».
Спойлер для тех, кто не читал – Илья Ильич испытания не выдержал, прислал на работу справку о том, что он одержим «отолщением сердца», и с тех пор карьера героя как-то не задалась. А ведь у городов действительно много общего, отмечает сотрудник Архангельского краеведческого музея И.М. Гостев в своей статье для VIII Астраханских краеведческих чтений.
Во-первых, города расположены в дельте крупнейших рек – Волги и Северной Двины. Географическое положение наделяет регионы соответствующим статусом: Астрахань называют южным форпостом России, а Архангельск, соответственно, северным. Разницами между временем в основании городов – всего в пару десятилетий, секунда в масштабах истории. Астрахань стала торговыми «воротами» в Азию, Архангельск – «европейскими воротами». А потому в обоих городах начали возникать и активно развиваться всяческие торговые подворья и гостиные дворы для иностранных купцов. Как и Астрахань, Архангельск особенно красиво выглядит с реки, потому что при строительстве ориентировались на прибывающих по воде гостей города.
Связывают нас с архангелогородцами и петровские деяния. Архангельск стал стратегическим плацдармом для Петра I при походе русской армии к Балтийским рубежам, Астрахань – одним из базовых пунктов Персидского похода российского императора. Оба города стали административными центрами, объединившими огромные территории губерний, а в XIX веке после реформ Александра II практически в одно время утратили статус военного порта – но не значение для обороноспособности страны.
Астраханско-архангельские параллели существуют и в судьбах известных политических и общественных деятелей: князь Василий Ромодановский был двинским воеводой в 1648 – 1650 годах, а с 1653-его – астраханским воеводой. В XVIII веке архангелогородский губернатор генерал-майор Иван Измайлов стал спустя пару лет астраханским губернатором, а в жизни астраханского губернатора Ивана Бухарина события сложились уже в XIX веке наоборот: после Астраханской губернии он начал руководить Архангельской.
Вот ещё какой сюрприз преподнесла история. В 1790 году в астраханском цейхгаузе было обнаружено знамя Архангелогородских стрельцов, которое впоследствии оказалось в Санкт-Петербургском музее артиллерии. Это было одно из редких вышитых знамён, уникальное по сюжету с религиозными мотивами и технике исполнения. Стало известно, что оно было вручено Гайдуцкому стрелецкому полку, стоявшему в Холмогорах – фактически административном центре Русского Севера.
Попало знамя в южный форпост неслучайно. Согласно летописям, в 1705 году Архангелогородский (Городской) полк был выслан на службу в Астрахань. Ранее, в XVII веке, полк участвовал в подавлении восстания монахов Соловецкого монастыря, патрулировал шведские границы, участвовал в боевых действиях. А в Астрахань стрельцы были направлены как наименее подверженные крамоле – для подавления восстания астраханских стрельцов.
Предположительно, затем личный состав полка был использован для пополнения астраханского гарнизона. Кроме того, архангелогородские стрельцы могли пополнить выборный эскадрон полковника Шамордина или объединиться с ним. Потому право на полковое знамя было утрачено, а сам артефакт остался на хранении в астраханском цейхгаузе. К сожалению, бережно хранимому раритету не повезло уже в начале XX века: в 1918 году знамя сгорело при реэвакуации из Ярославля фондов Артиллерийского музея. Но описание экспоната, связавшего северный и южный города, осталось.
В XXI веке параллели между Астраханью и Архангельском тоже находят, и весьма грустные. Например, известный блогер Илья Варламов обрушивался с критикой на оба города. Архангельск был назван столицей ветхого жилья и гнилых бараков, ну и Астрахани досталось за грязь, почти утраченную историческую застройку и прочие прелести. Но, согласитесь, так ещё сильнее ощущается незримая связь между Астраханью и Архангельском, угробившими карьеру Ильи Ильича Обломова. А может, и не только его. Виртуально жмём руку всем архангелогородцам.
Материал подготовлен на основании статьи сотрудника ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей» Гостева И.М. для материалов сборника VIII Астраханских краеведческих чтений, источник – «Астраханская краеведческая коллекция» Областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской
Комментарии