Накануне Дня смеха редакция Астрахань.ру решила обратиться в постоянной рубрике «История Астрахани» к вопросу развития народного образования в наших краях. Сразу скажем, путь этот был долгий и непростой, и мы осветили первые шаги астраханцев на педагогический Олимп, пусть и не всегда удачные. Где учились болдыри, кто преподавал в первых астраханских школах и каким порокам предавались учителя – всё это в материале.
Первые школы предсказуемо функционировали при монастырях
Как пишет исследователь Н.Ф. Казанский, время открытия первой школы в Астрахани неизвестно. Можно предполагать, что школы существовали уже в XV-XVII веках, так как в то время нужна была первоначальная грамотность церковнослужителям. Скорее всего, школы находились в руках духовенства и располагались возле монастырей, как и в других российских городах. Обучение ограничивалось изучением Часослова и Псалтири.
Первые более или менее внятные сведения об астраханских школах относятся к концу правления Петра I. Первые указы императора об обучении в поповских и дьяконских детей, а также дворян приказного чина, не имели «практических последствий», отмечает Казанский. Следующие указы могла постигнуть схожая судьба, если бы в 1722 году Государственная Адмиралтейская Коллегия не решила прислать в Астрахань учителя Ивана Трофимова, чтобы он обучал детей представителей светского и духовного чинов.
С приходом Трофимова образование временно заиграло новыми красками: при местном монастыре была открыта математическая школа, куда набралось 50 учеников при открытии. Однако спустя три месяца существования школы в Астрахань прибыли синодский и сенатский указы об освобождении «церковнических» детей «от арифметических школ и светских наук»: «Дети церковников были вытребованы в архиерейскую школу, которая всё-таки не была открыта».
Открытая в 1728 году Латинская школа для купеческих детей тоже просуществовало не слишком долго: в 1731 году местное купечество посчитало, что обучение детей латинскому языку излишне. В 1739 году появилась школа в архиерейском доме для детей духовенства, но и та продержалась на плаву примерно год – потом была закрыта «по неспособности учителя к преподаванию». Когда уже начнутся удачные попытки открыть школу, думает нетерпеливый читатель!
А вот и они!
Примерно в то же время, то есть в 1740-ых годах, в Спасском монастыре учредили «школу для обучения русской грамоте русских болдырей, а также новокрещенных их разных вер детей». Школа просуществовала до 1777 года, то есть до появления духовной семинарии, число учеников там доходило до 50.
Согласно словарю Даля, болдырь – это животное, происшедшее от смеси двух видов или пород; ублюдок, тумак, выродок; астрах. помесь русских и калмыцких овец; применяется и к человеку, при помеси племен.
На доходы с участка рыболовных вод в 1764-ом открылась и школа для солдатских и купеческих детей, а также разночинцев. Список дисциплин уже далёк от Псалтири: помимо русского, ученики занимались армянским, турецким, калмыцким и немецким, изучали арифметику, геометрию, учились фортификации, навигации и артиллерии, истории и прочим полезным вещам. Гарнизонная школа работала до 1788 года, пока не начали открываться повсеместно народные училища.
Надо сказать что от прочих народных училищ первое астраханское учебное заведение такого рода отличалось изучением пяти языков. Число учащихся колеблется от 98 при открытии до 219 в 1791 году. Временами наблюдалось снижение количества учеников, что руководство связывало с появлением так называемых старомодных школ, то есть частных, существование которых не регламентировалось правительством. С ними пытались бороться.
Частных школ в Астрахани было примерно два десятка. Преподавали там лица разных сословий и профессий, а в числе содержателей указаны «церковный сторож Антон Алексеев», «канонерский мужик», «офицерша Прасковья Иванова».
«Вместо развития рассудка притупляют оный»
Только в конце XVIII века возникли два учебных заведения, которые просуществовали «прочно»: главное народное училище, позже преобразованное в гимназию, и духовная семинария. С учреждением министерства народного просвещения в период правления Александра I в Россию пришла реорганизация училищ.
До 1835 года Астраханская гимназия состояла из четырёх классов (затем преобразована в семиклассную), программа была обширной: политическая экономия, изящные искусства, наука о торговле, естественная история, языки, рисование и другие. С 1812 года добавился Закон Божий, появились и другие изменения. С 1806 по 1835 годы, сообщает Н.Ф. Казанский, было два недостатка в гимназическом обучении астраханцев: отсутствие учебников, а потому «диктование уроков по всем предметам», и бессмысленное заучивание предметов.
Министр народного просвещения граф Разумовский высказался про Астраханскую гимназию нелестно, упомянув, что «учителя стараются более обременять память учащихся, нежели изощрять их разум, и вместо развития рассудка, притупляют оный».
Кекс, компотики, рок-н-ролл и «Восточные известия»
Гимназия также испытывала дефицит кадров, многие вакантные места пустовали по несколько лет. Состав преподавателей оставлял желать лучшего: «пьянство, буйство, доносы друг на друга». Учителя нередко являлись в класс пьяными, и учителя смеялись над ними. Так, в 1818 году учителя французского Дюро задержала полиция за то, что тот в пьяном состоянии исцарапал лицо стражу порядка. В следующий раз нарушитель спокойствия гулял по улицам в таком виде, что «благопристойность не позволяет его описать».
Некоторые кадры аттестовывались гимназическим начальством «неспособными по случаю лишения здравого рассудка», но тем не менее преподавали после этого ещё долгие годы. Надо сказать, что и ученики не отставали от ненадёжных преподавателей: они нередко прогуливали и к учёбе относились спустя рукава. С 1806 по 1835 год окончили курс только 83 человека, то есть менее трёх человек в год. Родители отдавали отпрысков в гимназию, чтобы те не вертелись на глазах, а забирали раньше нужного, как только те обучались грамоте и началам арифметики.
Однако были и выдающиеся педагоги: например, мы уже рассказывали про преподавателя немецкого языка Вейскгопфена, который начал издавать знаменитые «Восточные известия». Ещё один учитель, Иван Добровольский, занимался издательством газеты «Азиатский музыкальный вестник». Какое-то время гимназия находилась под руководством культовой фигуры для астраханского краеведения – Михаила Рыбушкина, автора «Записок об Астрахани» и большого умницы.
Печальное расставание с иезуитами
Среди учебных заведений тех времён особо выделялся иезуитский коллегиум, существовавший при католической церкви в начале XIX века. Иезуиты вытеснили распространявших с XVIII века католичество капуцинов, которые построили на астраханских землях свою церковь. В программу коллегиума входили и светские, и религиозные дисциплины.
«В Астрахани иезуиты своим гуманным обращением среди господствовавшей грубости тогдашних школьных нервов сумели привлекать к себе учеников, а своей вкрадчивостью и практическим тактом сумели приобрести себе много поклонников в астраханском сообществе. И астраханцы со слезами на глазах провожали своих дорогих гостей при изгнании их из России», – сообщает Н.А. Лопатин в своём исследовании, вышедшем в 1875 году.
Во второй половине XIX века и на рубеже веков образование уже стало развиваться стремительными темпами. Открывались и ремесленные школы, школы разных направлений: повивальная, садово-огородническая, училище для глухонемых и многие другие. А потом уже начался совсем другой век, ещё более стремительный, и на этом придётся прерваться: в одном выпуске всё образование всё-таки не охватить.
Кстати, ровно 150 лет назад, в конце марта 1872 года, существовавший с 1870 года в Астрахани приют для девочек-сирот был преобразован в женскую ремесленную школу.
Материал подготовлен на основе очерка из коллекции Астраханской областной научной библиотеки: Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии / Н. Казанский // Русская мысль. – 1898. – Кн.6 (С. 173 – 196); Кн.8 (С.97 – 122); Кн.10 (С.1 – 33); Кн.11 (С.1 – 9).
Фото обложки: Учитель с учениками. Гравюра начала XIX века
Комментарии