Время идет, а традиции не меняются? Иногда кажется, что елка, Женя Лукашин и салат оливье всегда были с нами в Новый год. Изучаем зимние праздники в Астрахани и ищем совпадения с современными реалиями.
Редакция Астрахань.ру обратилась за развернутым комментарием в Отдел краеведческой литературы Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, сотрудники которого любезно согласились осветить историю праздников в регионе на основании изданий из фонда учреждения и архивных материалов.
Традицию украшать елки и прочую хвойную растительность на Руси устанавливает Петр I. Как известно, по его приказу Новый год начинают отмечать 1 января, а не 1 сентября, как раньше. После смерти первого российского императора новогодние елки временно исчезают, а снова появляются уже при правлении Николая I в первой половине XIX века.
Возвращению елок поспособствовала жена императора Александра Федоровна. Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные были в восторге – уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан.
Информации о традициях встречи Нового года и Рождества в Астраханской губернии сохранилось немного. Известно, что люди с нетерпением ждали этих праздников. Магазины украшали свои витрины хвойными деревьями и дорогими лакомствами. На Калмыцком базаре по инициативе попечителя устраивали елку для детей. Праздничное дерево украсили игрушками, золочеными орехами, пряниками, конфетами. Вечером на ней зажгли свечи, и дети были в восторге. Вокруг елки шли гуляния – игры и танцы. Кутум был также местом отдыха и развлечений. Здесь часто устраивались катания на санях, коньках и чунках. Да и на других водоемах тоже. Впрочем, как и в советскую эпоху.
Накануне 1839 года был дан маскарад в здании Благородного Собрания. Дворянство Астрахани и почетные гости съезжались в дом Собрания к 22:00. Бал открывал губернатор. Начались танцы, живые вальсы сменялись чинными французскими кадрилями. Ровно в полночь оркестр провозгласил наступление Нового года величественным народным гимном «Боже царя храни!» Гости заполнили бокалы шампанским, начались взаимные поздравления с Новым годом.
После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. В прессе устроили кампанию против елок и сопутствующих развлечений. Астраханские газеты пестрели заголовками типа: «Пьянство, дебош, прогулы — вот что несет Рождество», «Тишь и гладь вместо боевой работы. Союз безбожников просыпается только к религиозным праздникам». 24 сентября 1929 года был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Стражи порядка даже следили, нет ли в домах и на улицах города нарушителей, тайно справляющих Рождество.
Рождество надолго оказалось под запретом, но Новый год постепенно восстановили в правах. К примеру, по поводу нового 1931 года в Астрахани не было широких гуляний, только в клубах и домах культуры прошли вечера с участием самодеятельных артистов. Случалось, милиция выводила из кинотеатров пьяных граждан. А газета «Коммунист» возмущалась: бывали вовсе вопиющие для третьего года пятилетки прецеденты, когда трудящиеся уходили с работы раньше времени.
Затем атмосфера стала чуть теплее. В 1935 году в газете «Правда» опубликована статья первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Правительство решает возобновить празднования Нового года в СССР. В этом году на улицах снова официально появились елки, а на производствах начали выпускать елочные новогодние игрушки и украшения. Вернулся праздник в школы и детские сады.
В Астрахани, как и в других городах, в праздники были особенно популярны танго в исполнении оркестров Леонида Утесова и Александра Цфасмана, записи Вадима Козина, романсы «Калитка» и «Утро туманное». А в деревнях — народные песни. В середине 1930‑х отменили карточную продовольственную систему, но голодные времена не ушли в прошлое. Поэтому на столах была простая пища — селедка, овощи и каши.
Начало зимних школьных каникул 1937 года астраханцы встретили яркими и веселыми вечерами — повсеместными новогодними елками. Они проводились в школах, городских учреждениях. 1 января на новогодний праздник пригласил школьников-отличников Театр юного зрителя. Были отмечены оригинальные наряды: «За кромку льда» – головной убор в форме ледокола и костюм «Конституция» – красное платье с текстом пункта о праве на труд, отдых и образование.
Новый 1941 год Астрахань, как и вся страна, праздновала широко и весело. О приближающейся войне люди и не подозревали, продуктов людям хватало. Была подготовлена насыщенная праздничная программа. Елки установили в городских садах, школах и клубах. В полночь астраханцы, пришедшие в один из домов культуры, традиционно подняли бокал «За мудрого вождя народов товарища Сталина и его соратников». Наутро проходили костюмированные утренники для детей, в январе горожане разных возрастов ходили в кино.
Конечно, в военное время о праздновании пришлось забыть. А вот в победный 1945‑й астраханские газеты писали: накануне 1 января в областном драматическом театре им. Кирова после спектакля «Двенадцатая ночь» состоится встреча Нового года с концертом и балом-маскарадом. В кинотеатре «Модерн» давали дополнительный ночной сеанс с концертными выступлениями артистов.
Хотя многие традиции и активности похожи на современные реалии, в привычном нам ныне виде ритуал встречи Нового года сложился все же к середине 1950‑х гг. На дворовых спортивных площадках открывались елочные базары, торгующие удивительными елками: очевидцы вспоминают, что их как-то специально выращивают – без иголок, одни только тоненькие веточки. Но и они приносили в дом радость и запах Нового года. На центральных площадях, площадках перед Домами культуры, в магазинах появлялись наряженные елки, создающие атмосферу новогоднего праздника.
Новогодний стол в советскую эпоху нужно было продумывать заранее. Даже сумасшедшие очереди, поиски знакомого продавца или знакомого знакомого продавца ради лишней баночки балтийских шпрот и другие советские развлечения не могли отбить настроение у честного трудящегося гражданина. Обязательные блюда на праздничном столе: заливная рыба, морковный и свекольный салаты, селедка под шубой, маринованные огурцы и помидоры. Культа «Оливье» тогда ещё не было, а вот старый русский холодец был обязательным пунктом меню. И, конечно же, уже тогда было популярно непотопляемое «Советское» шампанское и мандарины. Детям старались достать билет на какую-нибудь елку. Каждый ребенок должен был пойти на елку и вернуться оттуда с традиционным подарком – жестяным сундучком.
В 1975 году на экраны вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». И этот культовый фильм, кажется, навечно встроился в генетический код каждого россиянина – по крайней мере, ни одно 31 декабря не обходится без него. Или хотя бы цитат из культовой ленты.
Кроме того, в это десятилетие Леонид Брежнев положил начало еще одной традиции – новогодним обращениям главы государства. В 1976 году оно впервые вышло за несколько минут до Нового года, однако затем здоровье Брежнева ухудшилось, и с конца 1970‑х праздничную речь зачитывал легендарный диктор Игорь Кириллов.
Впереди у страны были большие перемены. Но кажется, что россияне, пройдя через перестройку, распад СССР, нестабильные 1990‑е ежегодно отмечают Новый год практически без изменений. Возможно, потому, что традиции делают время не линейным, а цикличным. Не все, но многие астраханцы уже купили и нарядили елку, сводили детей на праздничные утренники и готовятся к наступлению самого волшебного и вневременного праздника. И, пока на экране разворачиваются приключения на 3‑й улице Строителей, мы все подведем итоги уходящего года и встретим новый 2024 год, по-детски ожидая от него чудес. С наступающим Новым годом, дорогие читатели!
Благодарим за помощь в создании материала Отдел краеведческой литературы Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской
Комментарии