Проблемы мостов для Астрахани актуальны уже не одно столетие: всё-таки Южная Венеция. В начале XIX века город, разделенный рекой и каналами, ощущал острую потребность не в лодочных переправах и небольших мостиках, а в полноценных мостах. Мосты и шлюзы должны были возводиться за счёт городской Думы.
Два моста в самом начале столетия построили через реку Кутум: в 1802 году – Воздвиженский мост, который соединял часть Земляного города и Армянский базар с Закутумной слободой, в 1804-ом – Красный мост. На строительство третьего, Спасского моста, средств в городском бюджете уже не хватало – пришлось привлечь частный капитал. Купец Иван Андреевич Варваций выделил по просьбе губернатора 10 тысяч рублей на благое дело, и в 1805 мост был готов. 21 января 1885 г. городская Дума дала купцам Л.В. Макарову, П.И. Чучину и В.И. Смирнову разрешение на строительство пешеходного моста через Кутум, который после возведения должен был перейти в ведение города. Деревянные мосты доставляли немало проблем властям – за их состоянием надо было постоянно следить, на обновление требовались деньги.
Как отмечают авторы книги «Столица преславной провинции», Городская Дума активно занималась сооружением новых мостов, как с помощью инвестиций со стороны, так и на свои средства. Только в 1834 г. она истратила на «устройство мостов» 27 тыс. руб. В 1838 г. в Астрахани уже насчитывалось 14 деревянных и земляных мостов. Дума по просьбе жителей приняла постановление о строительстве в 1874 г. Ямгурчевского моста. В 1887 г был возведен пешеходный мост через Варвациевский канал у Татарского съезда. Согласно данным энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в конце XIX в. на Кутуме имелось 6 мостов и два перевоза; на Варвациевском канале — 7 мостов.
Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Волгу, известный астраханцам как Старый мост, начали строить сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году, и закончили в 1952-ом. Как пишет начальник отдела организации, хранения и государственного учета Архивного фонда Астраханской области Е.П. Шалацкая, в июле 1942 года для обеспечения бесперебойных железнодорожных перевозок, Астраханский Городской комитет обороны принял постановление о строительстве железнодорожного моста через Волгу.
Первоначально для работ были переданы баржи грузоподъемностью 300 – 400 тонн каждая, буксирные катера по 100 – 150 лошадиных сил, плавучие краны для сооружения речных опор. В вод в эксплуатацию сначала наметили на май 1943 года, но в связи с тяжелым положением в городе, своевременной нехваткой строительных материалов, огромным объемом работы, строительство отставало от намеченных дат. Полная сметная стоимость строительства моста в ценах 1949 года составляла 218440 тысяч рублей.
Для выполнения строительства моста в короткий срок были выполнены исключительно большие работы: бетонная кладка опор 45000 – 50000 кбм., кесонирование грунта 50000 – 60000 кбм, смонтированы 12300 тонн металлоконструкций. Перечисленные работы по строительству моста являлись с технической точки зрения сложными, некоторые виды работ выполнялись впервые в Союзе.
8 апреля 1952 года по мосту было открыто железнодорожное движение и мост сдан во временную эксплуатацию. В сентябре 1952 года временный железнодорожный мост был снят и пущен в эксплуатацию новый, комбинированный железнодорожный мост. Центральный пролёт моста имеет длину 230 метров и является самым длинным железнодорожным пролётом в России, превосходя железнодорожную арку Крымского моста на 3 метра.
В 1980 году началось строительство так называемого Нового моста через Волгу, через 8 лет объект был сдан в эксплуатацию. Мост расположен на 3040,5 километре Волги, считая от Московского Южного порта. Пересекает Трусовский и Городской рукава реки в створе улицы Анри Барбюса. Ширина проезжей части составляет 19 метров. Интересно, что один пролет моста над Волгой имеет разводную секцию, но еще ни разу не разводился.
Астраханца известно, что ремонтировался мост неоднократно, но на нем то и дело обнаруживают то ямы, то трещины. Объект должны были передать на федеральный баланс, но пожертвовали им ради строительства нового моста. Третий – видимо, Новейший – мост через Волгу должны начать строить в конце 2022 года. Он станет ключевым объектом Северного обхода. Строительство нового моста может занять примерно три года, а всего обхода – около шести лет. Объект разгрузит дороги Астрахани от транзитных большегрузов и повысит эффективность международного транспортного коридора «Север-Юг». На федеральном уровне в конце 2020 года решался вопрос о выделении финансирования на разработку проектно-сметной документации, оформление земель, кадастровые работы. На эти цели в 2021-ом из бюджета РФ должны выделить деньги.
Комментарии