В кипучем районе полтора столетия назад соседствовали «возмутительнейший разврат и примерная добродетель».
С 1993 года исторический район «Коса» имеет статус охраняемого памятника градостроительства регионального значения. Для этих улиц недалеко от Волги характерна особая застройка и неповторимая атмосфера: памятники архитектуры соседствуют здесь с «барным кварталом» и ветхими домами. Возможно, скоро пространство на Стрелке займет новый храм. В честь Дня города очередной выпуск «Истории Астрахани» мы посвятили одному из старейших исторических районов.
До половины XVII века Волга подходила близко к возвышенности, на которой находится Астраханский кремль. Река омывала бугор, и между стенами кремля и ее берегом оставалась лишь узкая полоска суши. Так, в 1722 году император Петр I подъехал на шлюпке к пристани у Никольских ворот. Сейчас трудно представить, что река плескалась на месте густозаселенной впоследствии территории. Во второй половине XVIII столетия между северной стеной кремля, обращенной на будущий район Коса, и Волгою шла узкая полоска берега. Здесь располагали свои коммерческие и производственные постройки судовладельцы и торговцы.
Между Никольскими воротами и угловой башней кремля находилась пристань-биржа, где выгружались причалившие морские суда. Рядом – таможня и складские помещения. Суда, приходившие сверху по Волге, останавливались у пристани возле самых Никольских ворот, построенных в 1767 году. Уже в XVIII веке река начинала мелеть. В конце столетия пришлось принимать меры к углублению Волги.
Под самым Кремлевским бугром при губернаторе Петре Скаржинском был прорыт канал, названный Скаржинским. Он располагался на месте современной улицы Адмиралтейской, а по его берегу шла улица опять-таки Скаржинская – ныне Фиолетова. Во второй половине XIX века к системе рукотворных каналов добавился Шенявский. Рекой Скаржинкой стали впоследствии называть именно его: сейчас на его месте находится проспект Гужвина (ранее называвшийся Молодежным). Лебединое озеро же – это сохранившийся кусочек Скаржинского канала.
К началу XIX века участок у кремлевских стен окончательно обмелел. На его месте и стали возводить Косу. По словам Адольфа Штылько, застройка шла чрезвычайно быстро, и даже маленькое дворовое место в позапрошлом столетии в этом районе было большой ценностью. Согласно переписи, на момент 1891 года в I Полицейском участке, куда относилась Коса, проживало около 10 тысяч человек, а по факту, замечает Штылько, – никак не меньше 20 тысяч. Из них половины жителей участка, 10 – 12 тысяч, приходится как раз на Косу.
Всего в городе было зарегистрировано в то время 78 торгующих первой гильдии, и опять-таки примерно половина из них вели свои дела на Косе. Из 643 торговых заведений второй гильдии две сотни располагались тоже в этом значимом для города районе. Никольская улица была переполнена конторами богатейших фирм, страховых обществ, нотариусов и маклеров. Здесь можно было узнать новости раньше публикаций в газетах, причем подчас самые скандальные. Газеты писали «специально для Никольской», используя громкие заголовки: «Гибель парохода!», «Страшная катастрофа!», «Двойное убийство!»…
«Жить на этой улице нельзя, только торговать и обделывать делишки», – сетует Адольф Штылько. Секрет – в «Старой Бирже», которая была расположена там, где Никольская упирается в Волгу. На этой платформе, несмотря на имевшееся здание биржи на Стрелке, под открытым небом собирались дельцы и обсуждали рабочие вопросы. Платформа перестала существовать, когда ее разбил шторм 1892 года, а затем собираться на данном участке было невозможно из-за холерных беспорядков и усиленных мер безопасности.
«На «Косе» живут бок о бок возмутительнейший разврат и примерная добродетель, ужасы нищеты, позора, несчастья – и прелести богатства, счастья, славы; голод и обжорство, лохмотья и бархат, шелк и кружева. На «Косе» рядом со страданиями измученных борьбой за существование – льется шампанское, проигрываются тысячи в самые бессмысленные игры, вроде «чет-нечет», «ботифон», «девятку», «паровоз» и т.п. На «Косе» как скоро наживаются, так скоро и разоряются», – описывал происходящее Адольф Штылько. Отмечается, что значительные средства у городских властей уходили на ремонт набережных валов, чтобы Косу не заливало в половодье.
По словам краеведа Владимира Петрушкина, в начале XX века набережная Волги представляла собой череду частных и купеческих пристаней и множества рыбных садков. В 1918 все пристани были национализированы, получив вместо названий порядковые номера. Так территория бывшей пристани «КАМВО» («Кавказ и Меркурий») стала Семнадцатой, под которым горожане ее знают и сейчас. Здесь находилась Триумфальная арка, построенная к приезду в Астрахань императора Александра II.
Поток пассажиров увеличивался, росло значение Астрахани как транзитного пункта. В 1933 – 1934 годах провели закрытый конкурс на проект Астраханского речного вокзала. Было заказано три проекта: ленинградскому отделению Гипроводтранса, архитектурной мастерской Моссовета и архитектору В.Б. Ефимовичу. В итоге победил проект Ефимовича: это была идея создания монументально-величественного здания, отражающего эпоху строительства социализма с учетом лучших образцов архитектурного наследия.
Увы, планы в жизнь не претворились. Роскошное здание, облицованное туфом, с зеленым двориком и фонтаном, открытой галереей и двумя башнями, так и осталось в проекте. По проекту астраханского архитектора Стояновского на пристани уже был построен архитектурный ансамбль: вокзал транзитного сообщения, зал ожидания, многочисленные павильоны. Новый комплекс решили не сносить.
В створе улицы Никольской был построен речной вокзал местного сообщения. Там располагались курзалы первого и второго класса. В зале первого класса работал ресторан, стены которого были расписаны панно из истории Первой конной армии. В курзале второго класса находились буфет и красный уголок, а также шахматно-шашечный стол. В расчете на детей пассажиров функционировал молочный киоск.
Возводились на Косе и объекты для плавания и водных видов спорта. В створе улицы Свердлова в 1930-ые годы открылась водная станция «Динамо», которая была оборудована вышками для прыжков в воду. Работала станция с 09.00 до 21.00, вход стоил 40 копеек с человека. Можно было взять шлюпку напрокат, работал буфет. На стрелке Волги и Кутума была построена городская купальня с вышкой для прыжков в воду.
В конце 1940-ых годов набережную решили превратить в зону отдыха горожан: снесли все «лишние» постройки, пространство забетонировали. По берегу Волги, как и раньше, стали располагаться всякие увеселительные заведения. Сейчас Коса представляет собой провинциальный контраст старого купеческого города: обновленная набережная Волги и ветшающие старые постройки в двух шагах от ресторанов и баров, архитектурные памятники и маленькие деревянные домишки.
В материале были использованы: книга Штылько А. Н. Иллюстрированная Астрахань: очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности (А. Н. Штылько. – Саратов, 1896. – . – IV, 134 с.: [17] л.), статья В.К. Петрушкина из сборника материалов конференции «Астраханские краеведческие чтения» (Астраханские краеведческие чтения: [сборник статей]. Вып. 9. – Астрахань, 2017. – . – 480 с.).
Фото обложки: Astrakhan.su
Комментарии