Top.Mail.Ru

«Мы терему не знали цену»: табличка со знаменитого астраханского театра нашлась на стройке

летний театр табличка
Фото: dvorast

В нём был дух старой, купеческой Астрахани: резное чудо застало выступления Шаляпина, труппу Станиславского, дореволюционный бомонд и советских граждан, бунт официантов и беззаботные кутежи. Астраханцы нашли табличку со знаменитого летнего театра в парке «Аркадия» и помогли ей обрести своё место. А мы вспоминаем невероятный образец деревянной архитектуры, который так трагически был уничтожен огнём.

В телеграм-канале dvorast подписчики рассказали, что возле нового жилого комплекса «Наследие» лежит табличка с летнего театра в парке Аркадия, который сгорел в 1976 году. После в комментариях нашлись добровольцы, которые помогли артефакту обрести достойное место. Табличку передали в музей Театра оперы и балета, вскоре её разместят на постоянную экспозицию.

Летний театр в саду «Аркадия» горел три раза. Садом владел купец II гильдии Константин Полякович, который вкладывал в своё детище много времени и сил. В середине 1880‑х годов возвели небольшой деревянный театр, а в 1889 году все постройки сгорели. В 1892 году отстроено новое здание летнего театра по проекту архитектора П.В. Шкателова, но спустя два года и его уничтожило пламя.

Обратимся к книге краеведа Адольфа Штылько «Иллюстрированная Астрахань» 1896 года. На момент издания успел уже произойти второй пожар, в конце летнего сезона 1894 года. Впрочем, отмечает автор, Полякович успел возвести новый, ещё более красивый и удобный летний театр по проекту архитектора Адама Малаховского. Сыновья Поляковича, Владимир и Константин, в Вятке разыскали лучших мастеров резного деревянного орнамента. Деревянные элементы на баржах были доставлены в Астрахань. Театр был построен без единого гвоздя. К слову, сыновья купца продолжали дело своего родителя и владели садом «Аркадия» до 1916 года.

Штылько рассказывает на страницах своего труда, что в «Аркадии» расположились сцена с хором певиц, рассказчиками, шансонетками, танцовщицами. В клубе посетитель мог найти неизменный атрибут таких заведений – карты, а также читальную комнату с большим ассортиментом периодики.

В «Аркадии» – все, без чего не живет астраханец: карты, хористки, буфеты, отдельные кабинеты, театр», – пишет Адольф Штылько, отмечая, что на театральные представления средний астраханец стремится реже, чем за карточный стол, но эта ситуация характерна и для других городов.

Изображения из книги А. Штылько «Иллюстрированная Астрахань»

Театр был отмечен одним из первых выступлений знаменитого оперного исполнителя – Фёдора Шаляпина. Надо сказать, что к концу ХIХ века Астрахань получила славу «разгуляй-города», куда некоторые отправлялись за лёгкими деньгами. Не исключением стал и юный Шаляпин, который уговорил родителей переехать в Астрахань. Фёдор пел в церкви, а потом ему удалось устроиться в труппу, выступающую в театре парка «Аркадия». Певца взяли в хор, но без оплаты. Отец начинающего артиста такую карьеру не одобрил, затем юноша уехал в Нижний Новгород. На следующий год Фёдор Шаляпин приехал в Астрахань артистом уже в составе малороссийской труппы.

Изображения из книги А. Штылько «Иллюстрированная Астрахань»

В 1902 году в Астрахани в здании летнего театра в парке «Аркадия» гастролировал театр
Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. А ещё на сцене театра выступали такие звёзды, как Собинов, Козловский, Орленев, Савина, Нежданова, Комиссаржевская, здесь начиналась карьера народной артистки СССР Марии Максаковой.

В годы перед революцией в «Аркадии» случилась забастовка рабочих. В 1913 году подобные события происходили на различных предприятиях и заводах, не стали исключением и летние рестораны. Бунтовали официанты, требуя установить им твёрдый оклад, – сотрудники работали за одни чаевые, не получая от хозяев ни копейки. Хозяин «Аркадии» отказался от переговоров с бунтовщиками и решил проблему так: уволил весь штат и нанял новых работников.

Изображение из книги Д. Савинова «Астраханский край в 1907 – 1917 гг.»

После революции парк национализировали и вскоре переименовали в летний сад имени Карла Маркса. Место осталось центром притяжения горожан, здесь проходили важные общегородские мероприятия. Вот как вспоминает прогулку с мужем Афимья Васюнкина из Камязыка, рассказ которой записала этнограф Рахиль Липец в 1931 году:

«Довел меня до садика. Я гляжу в этом садике народа столько гуляет, (…) стоит кран ледяной, вода льется из него. (…) Я сперва думала новая пристань такая. Смотрю музыка. Как заиграли в музыку! Сидят все в белом, человек двадцать. Я как встала, взглянула на эту музыку и ни с места, никуда. И стою, слушаю, как играют. Удивилась даже. (…) до рассвета буду стоять, слушать. А садик – Аркадия был» (отрывок из книги «Жизнь колхозницы Васюнкиной, рассказанная ею самой», автор Рахиль Липец).

Сад «Аркадия» и его красоты восхищали и астраханских поэтов. Юрий Кочетков в своём произведении обращается к родной Астрахани и вспоминает, что «с детства был любимым местом сад твой с музыкой аллей: и «Аркадия» с оркестром, и с оркестром «Колизей». Позже поэт обратится и к трагической странице истории театра, которая поставила точку в череде ярких событий в жизни шедевра деревянного зодчества. Ниже приведён отрывок из стихотворения Юрия Кочеткова «Пожар в «Аркадии»:

Огонь театр пожирал.
И рухнули в дыму балконы.
Не сбить огня струёй воды.
Вот так рублёвские иконы
Когда-то в храмах жёг Батый.
Мы терему не знали цену,
В нём не земной,
Иной был мир...
Здесь вышел первый раз на сцену
Ещё не признанный кумир.
Сюда с Олимпа даже боги
Порой слетались в поздний час
И обивали здесь пороги,
Услышать чтоб кумира бас.
И не парят над пепелищем
Ни голуби и ни стрижи.
Мы оправдания не ищем,
Ведь мы сожгли свои Кижи.

Страшный пожар вспыхнул 13 ноября 1976 года. Управление пожарной охраны неоднократно информировало управление культуры о том, что театр является объектом повышенной опасности. У деревянных построек играли дети, ночевали асоциальные личности.

Но никаких мер принято не было. И вот однажды вечером пламя охватило знаменитый терем. К месту происшествия было направлено множество спецтехники и огнеборцев. Сработали пожарные оперативно, но спасти деревянный театр не удалось. По одной из версий, причиной пожара стала детская шалость, по другой – неосторожное обращение с огнём местного сторожа. Так и канул в вечность Летний театр, а сейчас, в 2023 году, внезапно нашлась памятная табличка.

В статье использованы материалы Астраханской краеведческой коллекции Областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской


Подпишитесь на новости Астрахань.Ру в Telegram - все самое важное в жизни города!
Есть новость? Пришлите её нам!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после прохождения модерации. Недопустима нецензурная брань и переход на личности.