Редакция Астрахань.Ру продолжает знакомить читателей с краткой историей астраханских сёл, за названиями которых зачастую кроются факты и события, отражающие особенности расположения и создания этих населённых пунктов.
Село Зеленга известно примерно с 1800 года, административно входило в состав Астраханского уезда. Населенный пункт был основан мордвой – мокшей и чувашами, о чем свидетельствует запись в историческом документе, хранящемся в средней школе села. Первые поселенцы перебрались сюда в самом конце XVIII века из Каменного Яра, а затем из Сасыколей.
Название села произошло из другого языка, но какого именно – точно сказать трудно. По одной из версий, наименование принесено из Средне-Волжского региона, предположительно имеет волжско-финские корни с частицей «ньга», что значит «вода, река, водоём». Также есть сведения, что название могло родиться от сочетания топонима Зелёный бугор и украинского слова «гай», то есть лес.
Село интересно не только названием: здесь бытуют специфические промысловые поверья, малонаследственные стандартные черты в местной культурной традиции. Привлекает внимание этнографов и необычная хореографическая культура. Зеленга прославилась местным танцем, «зеленгинской кадрилью», которая исполняется местными и областными ансамблями. Кадриль имеет характерные движения, связанные с рыболовным промыслом и раскрывающие содержание и образы, присущие только этой местности.
Село Старица, расположенное в Черноярском районе Астраханской области, получило своё название, скорее всего, из-за высохшей речки. Именно так – старицами – назывались старые пересохшие водоемы. Поселение расположилось на берегу небольшой речки, ранее протекавшей от до Зубовки. Село возникло из поселений, бежавших на Волгу крестьян центральных губерний, а также вольных переселенцев и расселенных крестьян, необходимых для перевозки грузов.
В 1884 году образовался единый населённый пункт, на небольшом возвышении, где он находится и поныне. Местных жителей не устраивали близость к речке из-за обилия насекомых и половодий. Село обосновалось на свободных государственных землях. В XX века Старица стремительно развивалась: если в 1901 году население села составляло 4430 душ, то уже в 1916 году здесь проживало 6000 душ. По информации Старицкого сельсовета, в 1916 году сгорело 250 подворий, но был ли это единый масштабный пожар или серия крупных возгораний – непонятно.
В 1829 году начато строительство деревянной церкви, и в 1835 году она была полностью возведена на средства прихожан. Храм располагался на каменном фундаменте, однако в январе 1896 года здание сгорело. Вместо него в октябре этого же года был построен деревянный молитвенный дом. В 1906 году был построен новый каменный храм, освящённый также во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм отличался величием и красотой, такого не было от Астрахани до Царицына. Новая кирпичная церковь строилась 7 лет, закончилось строительство в 1906 году. Эти сведения указаны в справочник «Храмы Ахтубинской епархии». Храм сильно пострадал в XX веке, в том числе из-за случайного пожара после детской шалости с огнем, и возрождать его власти стали только в 2005 году.
История села Пришиб Енотаевского района берет свое начало во второй половине XVIII века. Первыми поселенцами здесь были несколько бурлаков и беглых людей из центральный губерний России. Они вырыли общую землянку и устроили зимовку, а после не стали уезжать. Поселенцы просили милостыню в ближайших казачьих станицах Никольском, Ветлянке, Копановке. Новое поселение в простонародье было прозвано «Голодяевкой», так как приходящие побираться жители указывали, что умирают с голоду.
Название «Пришиб» появилось уже позже. В нижне-волжских говорах русского языка это слово значит «срез, обрыв, отлогий берег, крутояр». Из-за удачного положения к началу XX века село начало активно развиваться, и Голодяевкой его уже перестали называть. Главной достопримечательностью села называют церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в псевдовизантийском стиле, построенная в конце XIX века.
По информации Пришибинского сельсовета, первая церковь в Пришибе (деревянная с колокольней и оградой) была освящена в 1836. В 1885 году на деньги прихожан и благотворителей начинается строительство каменного храма. А старая, деревянная церковь была с почитанием и любовью разобрана. Строение отправилось в путешествие: его перевезли и вновь собрали в селе Раздор. Новая церковь закрылась в 1920-ых годах по понятным причинам.
На данный момент название «Пришиб» носит не менее пяти населенных пунктов в Российской Федерации и 8 сёл в Украине.
Фото обложки: Михаил Дворников
Комментарии