Рынок микрокредитования в России развивается в последние годы очень бурно. В первом полугодии 2025 года, например, МФО выдали онлайн-займы на 61% больше, чем в прошлом. Эксперты ЕвроКредит.ру рассказывают, что ждать от этого сегмента в будущем.
Рост выдач и усиление контроля регулятора
Интерес к микрозаймам растет каждый год, но 2025 год может стать рекордным. Специалисты считают, что объемы выдачи по его результатам могут вырасти даже больше 60%. Тут надо отметить, что резкий рост характерен для глобального рынка микрокредитования в целом, а не только для России. При этом, как и везде в мире, все чаще приходят заемщики-новички.
Другой важный фактор – это действие регулятора. Центробанк реально собирается ввести ограничения по количеству займов на одного клиента и ужесточить требования по резервированию и контролю над уровнем «закредитованности». Все это может ударить по российским МФО и сократить на некоторое время кредитные портфели компаний, пока рынок не адаптируется. Но именно действия регулятора могут стать главным для них вызовом в следующем году.
Цифровизация – ключевой дайвер
Цифровые технологии – вот ключевой фактор, который будет помогать отрасли справиться со всеми вызовами. Именно активное их внедрение стало главным драйвером для микрозаймов. Возможность взять их в онлайн-режиме:
- расширяет возможную аудиторию;
- сокращает операционные расходы;
- упрощает продвижение продукта;
- и делает его намного удобнее для клиентов.
В результате доля именно онлайн-займов увеличивается, они привлекают новых заемщиков, а конкуренцию переводят в интернет. При этом потенциал цифровизации не исчерпан, она постоянно привлекает в МФО новых клиентов.
Давление на доходность
Внимание регулятора и рост конкуренции, конечно, не пройдут без последствий. Но повлияет не на объемы выдачи микрозаймов, а на доходность самих МФО.
Ключевые факторы, которые оказывают давление на нее:
- ужесточение политики Центробанка в вопросах предельных ставок;
- регулирование процессов и необходимость увеличить формирование резервов;
- увеличение стоимости привлечения клиентов.
Действующие в России МФО все больше тратят на маркетинг и техническое сопровождение. Растут расходы и на технологии, но пока эффект их внедрения с большим запасом компенсирует все сопутствующие затраты. Однако тенденция общего сокращения доходности в сегменте становится определяющей. В конце концов, это может привести и к уходу некоторых МФО с рынка, но вряд ли это произойдет в ближайшем будущем.



Комментарии