В этом году начало масленичной недели совпадает с Международным женским днём. Так какая она, сударыня- Масленица, славящаяся своим разгульным характером, обильными трапезами и карнавальным весельем?
Масленица обладает всеми чертами традиционного для многих культур праздника, который устанавливает границу между зимой и весной, маркирует приход тёплого времени года. В обществе, зависящем от земледелия, особенно важными становятся традиции, связанные с плодородием.
Таковыми являются и масленичные обряды. Чучело Масленицы представлялось, считает Владимир Пропп, средоточием плодородия и плодовитости. Ритуалы проводов должны были передать плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Некоторые масленичные обряды связаны с культом умерших, что, по мнению Проппа, тоже имеет отношение к плодородию: ведь духи предков по поверьям могли влиять на плодородную силу земли.
Многие культурологи считают, что в дохристианскую эпоху празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию. Фольклорист Иван Снегирёв писал, что Масленица восходит к празднику почитания бога Велеса, или Волоса: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня, не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным».
Существует также версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей (Авдотьин день в народном календаре – 1 марта). Кроме того, праздник считали наследием солярного культа, к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо. Да и сам блин может относиться к ритуальной пище, прославляющей светило своей формой и цветом.
Некоторые современные филологи, однако, не соглашаются с тем, что истоки Масленицы – языческие: масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь, считает Андрей Морозов. Сейчас церковь хоть и не слишком благосклонна к масленичным гуляниям, но и не порицает их.
Сегодня – последнее воскресенье перед масленицей. Раньше оно называлось «мясное воскресенье». Говорили так: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на наступающий праздник. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана».
Фото обложки: изображение koroed85 с сайта Pixabay
Комментарии