В новом выпуске PROАстрахань Алевтина Шатерник, судебный эксперт, рассказала о том, почему ситуация с памятниками культурного наследия обстоит так непросто. Все упирается в деньги – но не только.
Есть нормативы по срокам жизни зданий: 100 – 120 лет для кирпичных построек, деревянные конструкции живут лет 50. Конечно, по многим деревянным домам в нашем городе заметно: дерево не выдерживает более долгих сроков эксплуатации. Тем или иным образом поддерживают состояние объектов их собственники, в том числе жильцы.
Но эксперт указывает, что сохранить памятники культурного наследия – значит восстановить их в первоначальном виде, а это недешевое удовольствие. Деревянные конструкции невозможно просто заменить другим материалом, если речь идет о бережном отношении к постройке. Для подобной работы нужны специалисты высокого класса – проектировщики, строители. Единицы имеют соответствующую квалификацию, потому что в стране не так много образовательных учреждений по данному профилю.
По мнению Алевтины Шатерник, финансировать восстановление объектов культурного наследия должны не частные организации, а государство:
«Частникам отдавать нельзя – кто будет контролировать процесс? Естественно, частные фирмы будут экономить, переделают по своей возможности, и здание перестанет быть памятником», – отмечает гостья программы.
В любом случае, должен присутствовать государственный контроль за такими мероприятиями. Как известно, в техпаспортах зачастую указывают год постройки 1917-ый, если точно нельзя установить, когда было возведено здание. На самом деле, объект может и быть и старше.
Немало пустующих памятников архитектуры в центре Астрахани: для таких зданий год идет за два без должного ухода, и они стремительно разлагаются от отсутствия отопления в зимнее время и климатических невзгод. Примером является постройка на пересечении улиц Коммунистической и Советской – буквально в минуте ходьбы от здания областной администрации. Однако все упирается в финансы: если за рубежом меценатов освобождают от налогов, то в России зачастую никакой выгоды от подобной благотворительности нет, да и контролировать вложения сложно. А получение государственных денег – это время, которое, как уже было сказано, губительно для зданий.
На состояние астраханских памятников архитектуры с искренней болью в сердце обращал внимание активист и архитектор Сергей Березкин. Современную ситуацию с объектами культурного наследия в Астрахани общественник назвал геноцидом в ходе лекции о сохранении ОКН. Особое внимание архитектор уделяет состоянию Трусовской стороны: как правило, усилия властей направлены на так называемый исторический центр – Белый город или Косу.
И гораздо реже разговор заходит об объектах культурного наследия, расположенных в Правобережье. Хотя их там немало. Зачастую с постройками поступают просто варварски: узнать их после «обновления» невозможно. Без обновления же постройки тихо встречают смерть в руинах.
Фото обложки: Astrakhan.su, городской особняк XIX века на улице Гилянской.
Комментарии