Почему туристическая Астрахань трещит по швам? Туристическая отрасль в Астраханской области переживает заметный рост – в регионе стремительно увеличивается количество гостиниц и отелей, а туризм все увереннее выходит «в белую». Так отчитываются власти, а с чем сталкиваются туристы в Астрахани на самом деле, рассказываем в нашем материале.
Одним из ключевых достижений стал успешный этап реформы классификации средств размещения. Если в начале года в реестре Росаккредитации числилось 262 гостиницы и отеля, то сегодня их уже 355. Это значит, что все больше объектов размещения работают легально, соответствуют требованиям и готовы принимать туристов на официальных условиях. Об этом рассказала заместитель председателя правительства – министр экономического развития области Элина Полянская на пресс-конференции для журналистов.
Дополнительный импульс отрасли даст и решение Государственной Думы РФ, одобрившей законопроект о расширении эксперимента по регулированию гостевых домов. С 1 сентября 2026 года к нему присоединится и Астраханская область. По словам Элины Полянской, это позволит вывести из тени значительную часть рынка, повысить качество сервиса и уровень безопасности для туристов, а также привлечь новые инвестиции в сферу гостеприимства.
Так же с этого года в регионе начал действовать туристический налог. Его поступления уже превысили 40 миллионов рублей и направлены в бюджеты муниципалитетов. Больше всего средств собрано в Астрахани, Ахтубинском округе и ЗАТО Знаменск.
Развитие туризма поддерживает и цифровизация. В рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» в области запущена онлайн-платформа vizitastra.ru, которая помогает путешественникам планировать поездки. Проект уже получил признание на федеральном уровне и вошел в шорт-лист премии «Золотые звезды Дискавери» в номинации «Место, регион, курорт».
Отдельное внимание на пресс-конференции уделили инвестиционной активности. Инвестиционный план Астраханской области признан одним из лучших в стране. До 2030 года в регион планируется привлечь более 173 миллиардов рублей, запустить 47 масштабных проектов стоимостью свыше 300 млн рублей каждый и создать тысячи новых рабочих мест.
И вот здесь хочется остановиться и изложить свое мнение, мнение редакции. Потому что при всех этих впечатляющих цифрах и достижениях вопросы к качеству реализации нацпроекта «Туризм и гостеприимство» в регионе все-таки остаются. И они большие. Как мы неоднократно писали, многие туристические объекты, созданные за бюджетные средства, вызывали у горожан и экспертов скорее недоумение, чем восторг.
В разные годы критике подвергались неудачно реализованные арт-объекты, навигация для туристов, благоустройство отдельных общественных пространств и слабая проработка инфраструктуры.
Последний резонансный пример – бинокли на главной набережной Астрахани, установленные как элемент туристического притяжения. Уже вскоре после открытия они оказались сломанными и фактически бесполезными, что вызвало волну обсуждений в соцсетях и очередные вопросы к качеству исполнения проектов по нацпрограмме.
Эксперты отмечают: на фоне роста числа гостиниц и выхода отрасли из тени региону важно не только наращивать показатели, но и уделять особое внимание содержанию и долговечности туристической инфраструктуры. Иначе новые отели рискуют принимать гостей в городе, где красивые отчеты расходятся с реальным впечатлением туристов.