Горожане рассказали об удивительной находке, которую раньше очень многие не замечали в областном центре даже на архивных фото. Хотя в других городах таких объектов сохранилось довольно много.
В телеграм-канале dvorast показали фотографию стеклоблоков Фальконье, которые использованы при оформлении оконного проема дома на пересечении улиц Коммунистической и Свердлова.
«Казалось, что в Астрахани их не использовали, нет ни одной известной нам архивной фотографии. Стеклоблоки Фальконье широко распространены в Москве и Санкт-Петербурге, их можно найти в Самаре и Нижнем Новгороде. Теперь посмотреть на них можно и в Астрахани», – отмечается в публикации.
Стеклоблоки представляют собой пустотелые стеклянные кирпичи, которые ранее изготавливались ручным способом выдувания. Идея их создания принадлежит швейцарскому архитектору и инженеру Гюставу Фальконье, который разработал стеклоблоки, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия.
Стеклянные кирпичи стали излюбленным материалом эпохи модерна, символом эстетики рубежа XIX – XX веков. А к концу 1930‑х годов линии по производству «фальконье» были остановлены, затем было утрачено и оборудование. На смену изяществу во многих сферах приходила функциональность. К этой технологии в России энтузиасты вернулись только в 2021 году.
В Астрахани окно со стеклоблоками сохранилось не слишком хорошо, как видно по фотографиям очевидцев. Но взглянуть на этот элемент в привычном облике старинного городского особняка действительно интересно. Напомним, что указанное здание на пересечении улиц Свердлова и Коммунистической создано известным архитектором Николаем Миловидовым по проектам Федора Лидваля.
Дом А. И. Дворецкого является интересным образцом северного модерна, который в Астрахани был не слишком распространен. Постройка выделяется рядом запоминающихся деталей: это и угловой эркер-башня с балконом, и интересная форма окон-витрин, и использование красного железненого кирпича. Возможно, астраханцы помнят ковку с растительном орнаментом на балконе, который сейчас утрачен. Как и многие детали исторической застройки, которые без должного внимания тихо, печально и безвозвратно уходят в прошлое.