В первое воскресенье июля в России, Беларуси и Украине отмечается профессиональный праздник работников морского и речного флота. История праздника начинается с советских времен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР дата праздника была установлена в 1980 году. Первое празднование состоялось сорок лет назад, 5 июля 1981 года. На некоторых судах Черноморского морского пароходства его отмечали различными соревнованиями. Например, на пароходе «Металлург Байков» праздник открыл соревнования по стрельбе из пневматического ружья.
История морского и речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет: флот всегда был важнейшим инструментом в деле географических открытий, завоеваний, торговли и др. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей. В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый теплоход был построен в 1903 году в России.
Первые дизельные суда в мире появились в России благодаря знаменитой фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и Коломенскому заводу. Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л. с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире.
Сегодняшний день является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей.
4 июля отмечается День Алисы в Стране чудес. Дата напоминает о знаковом для написания этой удивительной книги события. В 1862 году 4 июля Чарльз Лютвидж Доджсон (затем творивший под псевдонимом Льюис Кэрролл) и его друг Робинсон Дакворт на лодке поднялись вверх по Темзе в обществе трёх дочерей вице-канцлера Оксфордского университета и декана колледжа Крайст-Чёрч Генри Лидделла.
В течение всего пути Доджсон рассказывал скучающим спутницам историю о маленькой девочке Алисе, отправившейся на поиски приключений. Девочкам история понравилась, и Алиса Лидделл попросила Доджсона записать рассказ для неё. Доджсон начал писать рукопись на следующий день после поездки. Хотя некоторые исследователи отвергают сам факт прогулки 4 июля, указывая, что в местных метеорологических сводках день был отмечен как прохладный и дождливый, вопреки воспоминаниям участников. Но так ли это важно?
Книга была закончена в 1864 году, Кэрролл преподнес рукопись своей маленькой подруге на Рождество. Первая публикация «Алисы» состоялась 4 июля 1865 года. В книге, которую многие воспринимают как не слишком логичную детскую сказку, содержится множество отсылок к научным и культурным явлениям, математическим парадоксам, историческим событиям. Так, море слёз, в которое попала главная героиня по мнению У. Эмпсона, содержит в себе скрытую сатиру на теорию эволюции, где оно является аналогом праокеана, в котором зарождалась жизнь, а бег по кругу, в котором каждый выигрывает, — теории естественного отбора.
Как известно, книгу завершает акростих, посвящённый прогулке 4 июля, – начальные буквы строчек стихотворения складываются в имя «Алиса Плезенс Лидделл».
Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.Сестры слушают рассказ,
(отрывок стихотворения в переводе Д. Орловской)
А река уносит нас.
Фото обложки: изображение Aline (Алевтина) Mueller с сайта Pixabay
Комментарии