Вера Владимировна известна не только как сестра Велимира Хлебникова, но и как талантливая писательница и художница, чьи работы отличает особый стиль.
Вера Хлебникова родилась 20 марта 1891 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сейчас это село Малые Дербеты, которое находится на территории Калмыкии. Вера и её брат, знаменитый футурист Велимир (Виктор) Хлебников, появились на свет в семье российского ботаника и орнитолога Владимира Алексеевича Хлебникова, происходившего из богатой купеческой семьи Хлебниковых, и его жены Екатерины Николаевны Хлебниковой, историка.
Некоторое время Хлебниковы жили в Казани, а Вера также провела несколько лет во Франции и Италии, совершенствуя своё художественное мастерство. В Астрахань в 1916 году она вернулась уже сложившимся мастером-живописцем, прошедшим школу знаменитых художников: К.Ф. Юона в Москве, Я.Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге и Кес ван Донгена в Париже.
Как пишет знаменитый хлебниковед Александр Мамаев, в Астрахани Вере как художнику не хватало размаха, и поэтому тяга к слову в творчество здесь у неё обострилась. Она пробует себя сразу в разных жанрах.В произведениях Вера Хлебниковой астраханцы узнают знакомые топонимы. Например в сатирической пьесе «Доктор заболел» упоминается кондитерская «Шарлау», внимательный читатель найдёт и описание дома, в котором жили Хлебниковы.
Интересен для местных жителей и рассказ «Ночь в степи», где им топографический зримо предстаёт место, где сидит героиня – на ветле, над обрывом, между армянским кладбищем, где лежат её предки Алабовы, и русским православным, где покоятся Хлебниковы. Недалеко совершается страшное дело – расстрел, и растет третье безымянное кладбище, которое не раз вспоминали астраханские старожилы.
Одна из ключевых тем литературного творчества Веры Хлебниковой – это революция. Впрочем, восторгов она у неё не вызывает. Не все астраханцы и не сразу осознали перемены которые пришли в нашу страну.
«В 1917 году, когда в Питере грянули залпы Авроры, в тихой провинциальной Астрахани всё спокойно: в театре «Модерн» идёт картина «Золотая грязь», триумфально прошедшая в столице при переполненных залах, зубной врач Екатерина Хлебникова даёт объявление о часах приема, а местная летопись сообщает, что настроение в городе остаётся выжидательным. Общее мнение таково, что, вероятнее всего, Астрахань горькой чаши большевизма не испьёт», – рассказывает Александр Мамаев.
Хлебниковед называет самым значительным произведением Веры астраханского периода «Автобиографические записки». Они повествуют о детских годах, творческих поисках, а особенно подробно о парижском периоде жизни. Художник и писатель – две стороны таланта Веры Владимировны – сочетаются в её пейзажных зарисовках и в портретах. В Астрахани Хлебникова включилась в общественную работу –вела художественную студию в селе Никольском, работала в местной газете «Коммунист» участвовала в выставке Астраханской общины художников. В нашем городе она создала полотна «Русалки», «Старое и молодое», «Путь художника».
В доме-музее Велимира Хлебникова, хорошо известном не только в России, но и за рубежом, есть Зал Веры, посвящённый сестре поэта. В этой комнате на Большой Демидовской (так раньше называлась улица Свердлова) Вера Владимировна провела восемь лет. Здесь много подлинных экспонатов: её детский локон; открытки, присланные из Флоренции; пресс-папье из застывшей лавы вулкана Везувия, стихи Веры на русском и итальянском языках.
В экспозиции и фондах музея находится 16 живописных полотен и 80 графических работ Веры Хлебниковой. В том числе – четыре акварели по мотивам сказок, которые долгое время считались утраченными и были найдены в вещах умершего Велимира. Графика художницы представлена рисунками «Девочка в капоре», «Свободная торговля, или Семья художника выбирает себе могилу», «Орфей в аду» (рисунок выполнен по просьбе брата) и другими.
Статья подготовлена по материалам портала domvelimira.ru и статьи А.А.Мамаева «Астрахань Веры Хлебниковой» в сборнике Астраханских краеведческих чтений за 2016 год. Фото обложки: 2gis.ru
Комментарии