Top.Mail.Ru

Как в Астрахани функционировала первая в мире плавучая церковь для рыбаков

плавучая церковь

«Не слыша живого слова о Любящем Творце и Промыслителе мира, о загробной жизни и наказаниях за грехи, рыбаки грубеют, дичают и развращаются, особенно в лице своего молодого поколения», - писал протоиерей Дмитрий Фаворский в «Астраханских епархиальных ведомостях». Для чего в губернии отправилась в плавание уникальная церковь - рассказываем в материале по следам прошедшего на выходных Дня рыбака.

В начале прошлого века на Волго-Каспийском канале фиксировали мелководье, по этой причине водная транспортная артерия не была пригодна для прохода вверх по Волге имеющих большую осадку морских судов. Как пишет краевед Сергей Львов, в 150 км от Астрахани в низовьях Волги в связи существовал так называемый 12-футовый рейд - целый город, раскинувшийся на реке: сотни судов, десятки пароходов, немалое количество дебаркадеров, пароходных обществ и различных фирм, плавучий магазин и прочее. Здесь осуществлялась перегрузка товара, пересадка пассажиров, перекачка нефти.

В городе на воде не было только церкви, и духовенство высказывало беспокойство на этот счёт. Не было храма и для десятка тысяч рыбаков на путине, которые месяцами жили на рыбацких станах, тонях и попросту лодках. 

В 1903 году мещанин Н.Е. Янков обращается к епископу Георгию с запиской, в которой излагает свою идею - на судне длиной 17 метров должна располагаться церковь размерами 12,8/6,4 метра, а также две разборные на металлическом каркасе кибитки - казахская и калмыцкая. Инициатива показалась изначально слишком экзотической. Но в 1907 году Янков представил новый план, который сочли уже менее трудновыполнимым. Начался сбор пожертвований, и в апреле 1909 года Строительная комиссия постановила купить пароход и переоборудовать его в храм.

Неутомимый Н.Е. Янков со своей семьёй. Фото 1911 года.

Для этих нужд был приобретён буксиро-пассажирский пароход «Пират», который на тот момент уже отпраздновал свой полувековой юбилей. Начался процесс преобразования судна в плавучую церковь. Большое участие проявил губернатор генерал-лейтенант И.Н. Соколовский, по настоянию которого наибольшую сумму в 6000 рублей внесло местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами.

Местное врачебное отделение прислало для церковного приёмного покоя и больницы, которые должны были быть организованы в каютах плавучей церкви, аптеку с инструментами и лекарственными принадлежностями. В дальнейшем Чуркинская Николаевская пустынь для заведывания больницей прислала фельдшера из монахов.

По оценке техников и специалистов стоимость затрат на покупку и переоборудование судна составила не менее 28 000 руб. Что значили такие деньжищи в далёком 1909 году? Автомобиль «Ford» можно было купить за 2000 руб., ездовую лошадь – за 70-150 руб. Министр получал в месяц примерно 1500 руб., учитель – 80-100 руб., средняя зарплата составляла менее 50 руб. На рубль можно было пообедать в хорошем ресторане или снять номер в недорогой гостинице, а можно было питаться не меньше дня: килограмм рыбы стоил 20-90 коп., мясо – от 30 до 80 коп., яйца – 25 коп. за десяток. Морковь, лук, капуста – от 5 до 10 коп. за килограмм.

Надо понимать, что к созданию храма отнеслись со всем возможным тщанием. Помещение церкви находилось в носовой части корпуса, в пределах капитальных водонепроницаемых переборок. Исключая алтарь, его площадь составляла не менее 30 кв. м, что позволяло быть в храме большому числу молящихся. Храм был богато украшен декоративными элементами. Вырез в палубе центральной части четверика позволил установить красивый, хорошо орнаментированный иконостас во всю высоту. Образа иконописной работы на золотом чеканном фоне, пожертвованные астраханцем К.В. Карастеловым, были созданы в одной из лучших мастерских Москвы и имели большую ценность.

Освящение плавучей церкви «Святитель Николай Чудотворец» было событием для астраханцев очень торжественным:

«С самого утра пристань стала наполняться народом: пестрые толпы обывателей, лица купеческого сословия, пристанские рабочие, представители знати, а также духовенство скоро заполнили почти всю огромную площадь пристани. Все находились в напряженном ожидании», - писала местная пресса о том апрельском дне 1910 года.

Отзывы об уникальном храме на воде были эйфорические. Хотя на военных кораблях и существовали церкви для команды, отмечало астраханское духовенство, но устроительство на судне храма для нужд «приречных или приморских обитателей» - опыт уникальный. И, увы, недешёвый: содержание плавучей церкви обходилось от 6000 до 8000 рублей в год.

«Срок фактического плавания церкви 6 месяцев. Доход церкви за 1913 год - 7082 рубля, расход - 8072 рубля. В связи с тем, что плавучая церковь своими доходами не оправдывает своих расходов по содержанию, то Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никодимом, сделано распоряжение передать оную в полное заведование Чуркинской пустыни», - писал в отчёте за 1913 год протоиерей Дм. Фаворский.

Убыточный проект закрыли. Меньше года церковь была «на балансе» Чуркинской пустыни, пока новый епископ Астраханский и Енотаевский, Преосвященный Филарет в июне 1914 года при посещении не указал, что она «внешним видом и вообще ветхостью произвела на него удручающее впечатление». 

Осенью того же года судно было продано за смешные 5000 рублей местному бондарю, который сняв церковную утварь и разобрав четверик со звонницей, превратил пароход-церковь в обычный буксир под названием «Нечаянный». Несколько лет бондарю потенциальные покупатели предлагали за судно 30 000 тысяч рублей, он хотел вдвое больше. Может, и выручил, да случилась революция: «Нечаянного» национализировали, некоторое время использовали, а потом списали на металлолом.

Решением о продаже плавучей церкви с согласия епископа Филарета заинтересовался Синод. Выяснилось, что судно продали без должной оценки и без согласия жертвователей. В итоге разбирательств Филарета уволили на покой, даже не предоставив в управление монастыря, как обычно бывало в таких случаях.

Сергей Львов отмечает, что идею плавучей церкви возрождали и в XXI веке. В епархии Волгоградской и Камышинской обратились к подобной инициативе: были спущены на воду и стали активно действовать плавучие церкви «Святитель Иннокентий» (1998), «Святитель Николай» (2000), «Святой равноапостольный князь Владимир» (2004).

Материал подготовлен по статье краеведа Сергея Львова в журнале «Филокартия» №1 за 2008 год из электронной библиотеки АОНБ «Астраханская краеведческая коллекция». Изображения: коллекция Сергея Львова


Подпишитесь на новости Астрахань.Ру в Telegram - все самое важное в жизни города!
Есть новость? Пришлите её нам!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после прохождения модерации. Недопустима нецензурная брань и переход на личности.