Образ женщин-воительниц знаком нам с детства по книгам, фильмам, скульптурам и даже мультикам. Споры о том, существовали ли они на самом деле, или это выдуманное явление, продолжаются до сих пор. Новые археологические находки добавляют аргументов в пользу реальности существования амазонок, в том числе и в Астраханской области.
Сарматы – древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н.э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря, в том числе и наш регион. Как сообщают наши коллеги из «Астрахань 24», археологи Южно-Уральского государственного университета, изучая инвентарь в 24 женских захоронениях V по III века до н.э. и пришли к выводу, что погребенные женщины могли быть амазонками. Все потому, что рядом с ними было обнаружено мужское боевое оружие, что доказывает возможность умения пользоваться им женщинами того времени. Конечно, ведь в условиях кочевой жизни сарматов подобные навыки повышали шансы женщин и их детей на выживание.
«Приведенная характеристика погребального обряда и сопровождающего инвентаря позволяет подтвердить распространенную в научной литературе точку зрения», – сообщает Наталья Панасюк – старший преподаватель кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.
91,6% находок – колчаны со стрелами, это позволяет сделать вывод, что они являлись главным оружием, используемым погребенными женщинами. Рядом также часто были расположены бусы, зеркала, веретена, посуда – предметы женского обихода.
Как отмечают ученые, женщины-воины не составляли какое-то отдельное военное формирование или особый слой общества. Их погребения бывают очень глубокими, до четырех метров, бывают небольшими – полтора, два, даже полметра, все зависит от статуса покойного. Значит, воительницы принадлежали к разным слоям общества: от элиты до рядовых кочевников.
Дмитрий Васильев, кандидат исторических наук, руководитель школы «Археология Нижнего Поволжья» Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева, заметил, что обнаружение погребений сарматских женщин с оружием вовсе не является чем-то удивительным, ведь «в кочевом мире женщина являлась равноправным членом общества, имела все права наследования имущества и власти, участвовала в управлении родом и племенем, то есть в активной политической жизни кочевников».
Комментарии