Рейды были незаконными? Почему больше не стоят приставы на мостах?

Заметил тут одну интересную штуку. С октября этого года на дорогах, мостах и во дворах нашего города не видно рейдов приставов с ГИБДД. Не проскакивает информация, что ГИБДД и судебные приставы провели очередной совместный рейд по поимке должников. Нет пикантных деталей – у одного водителя забрали смартфон в счет погашения долга, у другого и вовсе арестовали автомобиль… В СМИ тишина. 

Позиция коллег правильная, нет информповода — нет материалов, а поводов этих, организаторы рейдов (в лице аббревиатур ФССП и ФНС совместно с ГИБДД) на удивление не дают. И дело здесь не в возмущении астраханцев, которые часами ждут, когда в самый «час-пик» сотрудники налоговой и приставы выполнят свою работу. Нарушений закона и регламентов различных уровней в ходе этих рейдов хоть отбавляй. 

Давайте разберемся — насколько законны рейды ФССП и ГИБДД?

Ответ прост – законны, но не совсем. Есть исключение: 

Согласно пп.5 п.3 Приказа МВД № 565 от 29.08.2018, устанавливающего порядок взаимодействия МВД и ФССП, сотрудники ГАИ участвуют:

…в выявлении транспортных средств, разыскиваемых в рамках исполнительных производств.

Остановить машину инспектор, конечно, может, если она в розыске. Тогда дорога Вам к находящимся рядом судебным приставам. Если судебного пристава рядом нет, сотрудник ГИБДД обязан расспросить водителя о фактическом местонахождении транспортного средства, находящего в розыске, и передать информацию в ФССП. Просто так останавливать всех водителей подряд и гнать их к приставам сотрудники ГИБДД также права не имеют, это пока незаконно.

Тут стоит оговориться. Инспектор имеет право остановить водителя по любому законному поводу. Например, для проверки документов. Он может предложить водителю пройти к приставам. И у водителя есть только право, но не обязанность, выполнить просьбу сотрудника ГИБДД. Правда, мало кто из водителей об этом задумываются, а просьбу инспектора воспринимают как приказ.

Но все законные требования сотрудника полиции прописаны в Административном регламенте, введённым Приказом №664, а для обязанности водителя – в ПДД и других правовых актах. И ни в одном из них нет обязанности проходить к приставам и иным службам просто для проверки наличия долгов.

Могут ли отнять автомобиль?

По закону, в первую очередь должны изыматься денежные средства, находящиеся на счетах. Так что никто не может отбирать на дороге смартфон или автомобиль, пока не будет установлено, что на ваших счетах нет средств для погашения долга.

Другое дело автомобиль. С ним не все так просто. Если он находится в розыске, то могут прямо на дороге арестовать и увезти, а потом реализовать. Главное, что стоит знать:

Стоимость изымаемого имущества должна быть соразмерна сумме долга. За пятисотрублевый неоплаченный штраф отбирать машину незаконно! Изъять автомобиль, который является источником заработка, пристав тоже права не имеет.

Тут тоже оговорочка: если стоимость автомобиля превышает 100 минимальных размеров оплаты труда, то и автомобиль могут изъять. На 2019 год 100 МРОТ составляют 1 116 300 рублей.

И опять здесь «не все чисто». Чтобы проводить такие действия «на большой дороге» пристав должен провести огромную работу: проверить счета, имущество, найти вас дома или на работе. А арест машины и уж тем более отправка ее на штрафстоянку — мера крайняя. И если посмотреть пленум Верховного суда «неправомерно применяемая».

Таким образом, сотрудникам ФССП гораздо проще и удобнее несколько часов провести «в поле», чем планомерно вести работу по поиску и взысканию долгов согласно регламенту. Да и «выхлопа» с таких рейдов больше, забросили релиз в СМИ и вот уже «взыскано несколько миллионов», а «астраханцы остались без машин по пути на работу».  Никто же не напишет сколько судебных приказов отменено, потому что составлены они с нарушением, не будет публикаций об обжаловании действий приставов или их бездействия. А ведь все эти данные есть в свободном доступе, на сайтах мировых и других судов.

P/S. Тут на днях прочитал, что ужесточат в нашей стране борьбу с передачей персональных данных и будут строже наказывать за нарушение закона «О персональных данных». В связи с этим появился вопрос к контролирующим организациям:

А на каком основании сотрудники ФССП или налоговой передают сотрудникам ГИБДД мои персональные данные? Ведь там и номер машины, и фамилия, и сумма долга, и кто знает, что еще? И все это передается третьим лицам. Это ли не нарушение закона?

Так что, судя по всему, именно по всем вышеописанным причинам 4 квартал 2019 года проходит под девизом «Пробки на мостах не из-за рейдов». Посмотрим, что ждет нас в году 2020.


  1. Тут все очень просто. Сотрудники ГИБДД останавливая вашу машину уже знает, что она в розыске. Так как номер и марку разыскиваемой машины передал ему сотрудник ФССП. А сотрудник ФССП узнал этот номер по запросу в ГИБДД. Вот такая карусель. Номер и марка машины ни коем образом не являются персональными данными

  2. Сотрудник ГИБДД не имеет права передавать мои документы третьим лицам и не важно кто это

  3. Ну вообще то в Астрахани был прецедент , когда водителя скрутили и принудительно забрали авто. Полагаю, что случай был не единичный.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после прохождения модерации.
Недопустима нецензурная брань и переход на личности.